СОВЕТЫ РЕКРУТЕРУ

О важности обратной связи кандидату после собеседования

Что может быть причиной боязни сообщать обратную связь кандидату и что с этим делать рекрутеру
В большинстве своем рекрутеры привыкли иметь дело с совершенно разными людьми, по несколько раз за день подстраиваясь под их особенности. Но есть один аспект общения, который часто становится проблемой.
Когда кандидату нужно дать позитивный фидбек, никаких проблем не возникает. Рекрутер с удовольствием сообщит кандидату о том, как здорово выглядит его резюме, какой интересный у него профессиональный опыт, какие есть сильные стороны с точки зрения навыков и как шикарно прошло очное интервью с потенциальным руководителем.

Но когда новости не очень хорошие, даже у опытных рекрутеров могут возникнуть сложности. Почему это происходит?

1. Рекрутер не знает, как об этом сказать

Действительно, сказать, чего не хватило кандидату во время собеседования и отбора, бывает непросто. Рекрутеры не хотят, чтобы их считали всезнайками, и совершенно точно не хотят выглядеть грубыми или высокомерными. Они не хотят вести потенциально сложные или деликатные разговоры из-за опасений, что кандидат плохо их воспримет и отреагирует неподобающим образом.

Иногда так случается, это правда. И это действительно может быть неприятно. Но если вы, как рекрутер, хорошо сделали свою работу, и нашли действительно достойного человека, который по каким-то причинам не подошел на конкретную вакансию, то с большой долей вероятности вы услышите от него что-то в духе: «Спасибо, что сообщили мне, что меня не выбрали. Я ценю обратную связь».

А это же совсем не страшно, правда?

Именно страх перед неизвестностью вызывает сомнения и желание промолчать или вообще исчезнуть с радаров кандидата, лишь бы не сообщать об отказе.

Вместо того, чтобы бояться и переживать, лучше обдумайте, о чем может спросить кандидата после того, как услышит отказ, и подготовьте ответы. Если волнуетесь, и боитесь неверных формулировок, попробуйте записать речь на бумагу и прочитать ее вслух несколько раз, пока не будете уверены, что готовы сказать то, что планируете. Это позволит вам чувствовать себя увереннее во время разговора, а значит лучше контролировать ситуацию.

2. У рекрутера нет достаточной информации, чтобы вернуться с обратной связью

К сожалению, но такое случается довольно часто, независимо от области, в которой работает рекрутер или эйчар. Типичный сценарий выглядит так: рекрутер находит подходящего под запрос кандидата, "продает" ему вакансию, организует встречу с нанимающим менеджером. Проходит встреча, и нанимающий менеджер сообщает, что не готов продолжить общение с этим кандидатом.

Хороший рекрутер в этот момент попытается собрать обратную связь, что именно не устроило менеджера, но есть вероятность услышать только "на эту позицию этот человек не подходит".

У рекрутера не так много рычагов влияния на нанимающего менеджера, и получить что-то более содержательное может быть невозможно. Возвращаться с таким ответом можно (хотя бы из уважения к кандидату, который ждет любого решения), но ценности в нем не много. Ничего полезного из такого найма кандидат не получит и, в лучшем случае, просто спишет потраченное время. В худшем, затаит обиду на компанию и в дальнейшем даже не будет рассматривать предложения от нее. Да и с самим кандидатом вряд ли получится остаться в дружеских отношениях.

Идеально будет все же добиться подробной обратной связи от нанимающего менеджера, но если не получится, хотя бы просто сообщите кандидату об отказе: знать о решении работодателя лучше, чем оставаться в неведении. Это банальная вежливость и демонстрация взаимного уважения, таким образом вы показываете, что цените уделенное вам время. Увы, но очень многие рекрутеры пренебрегают даже такой мелочью.

3. Рекрутер не понимает, как из негативного фидбека сделать позитивный

Прозрачность – лучшая политика, когда речь идет об обратной связи. Но важно также и подумать о том, чтобы сохранить хорошие отношения с кандидатом на будущее. Рынок не бесконечен, и как знать, где и когда вы еще можете встретиться. А это значит, что отказ и отзыв тоже нужно подать грамотно.

Если у кандидата не хватает навыков в каком-то определенном аспекте (например hard-скиллов в каком-то фреймворке), обратная связь не обязательно должна быть негативной. В этом случае стоит подать информацию с хорошей стороны.

ВАЖНО! Речь идет не о том, чтобы делать хорошую мину при плохой игре или, тем более, врать. Здесь мы говорим о том, чтобы обозначить кандидату точки роста (как в приведенном примере), или подчеркнуть сильные стороны, которые вы смогли увидеть за время общения. Иногда это не менее ценно, чем услышать честные причины отказа.

Говорить можно примерно следующее:

«К сожалению, наша команда разработки ищет кого-то, кто хорошо разбирается в Ruby. У вас отличный опыт работы с PHP, но на эту позицию нам нужно нанять кого-то, кто сможет начать работу в первый же день. Если в будущем у нас появится запрос на тот стек, который есть у вас, или у нас появится возможность обеспечить вам быстрый и плавный переход на те языки программирования и инструменты, которые мы используем, будем рады снова обсудить с вами сотрудничество. Предлагаю оставаться на связи, и если есть что-то еще, чем я могу помочь вам, пожалуйста, дайте мне знать."
~
Боязнь давать обратную связь кандидату может привести к ее отсутствию. А это категорически запрещено. Нет ничего более неприятного, чем внезапно исчезнувший рекрутер, который не отвечает на сообщения и всячески избегает общения.

Учитесь давать конструктивную (а это подразумевает аргументированную, непротиворечивую и лишенную субъективности) обратную связь кандидатам, даже если понимаете, что вы больше не рассматриваете его на вакансию. Большинство кандидатов согласны, что любая обратная связь лучше, чем ее отсутствие.

!
Оригинал статьи опубликован на recruiter.com

Нужны услуги профессиональных рекрутеров для подбора IT-специалистов?

Мы с радостью разберемся в ваших задачах и поможем найти самых релевантных сотрудников

Больше полезных материалов